DPO (AL4)
АКПП Peugeot/ Citroen, Renault DP0, (AL4)
Французский автопроизводитель PSA (Ассоциация Пежо-Ситроен) совместно с Рено, запустил в серию эту 4-х ступенчатую автоматическую трансмиссию DP0 (она же - AL4) в 1999 году.
АКПП AL4 рассчитана для переднего привода и двигателей от 1,4 до 2 л. Существует большое количество вариантов по приводным шестерням и корпусам. Конструкторы утверждают, что DP0 может передавать крутящий момент до 210 Нм. Но производители вынуждены "прикручивать" настройки, не доводя его до предела, чтобы не позволить владельцу убить заднюю крышку и обеспечить пробег до капремонта свыше 150-200 ткм.
АКПП AL4-DP0 является уникальной и довольно успешной разработкой французских инженеров. Её конструкция проста и очень рациональна: «ничего лишнего».
И как следствие - имеет низкую себестоимость. Эти «плюсы» помогли популяризировать автоматы на бюджетных авто в Европе и одновременно создали головную боль для мастеров по ремонту акпп.
Хотя сам Пежо-Ситроен зовет ее "AL4", в России она больше известна как DP0 по классификации Renault, машины которого приходят в ремонт АКПП гораздо чаще, чем машины Пежо-Ситроен.
Сейчас на основе этой АКПП совместно с Siemens французами выпущены новые модификации адаптивной АКПП AL4 (с системой "Tiptronic System Porsche"), железо которой практически не изменилось. Считается, что само железо трансмиссии AL4 легко ходит до 200 ткм и дальше.
Охлаждение АКПП.
DP0 имеет теплообменник для охлаждения масла. Все трансмиссии с теплообменником работают в температурном режиме близко к критическому. Летом АКПП DP0 регулярно перегревается и страдает электрика, а именно - гидроблок. Такова конструктивная особенность многих АКПП с теплообменником. Обязанность беречь эту АКПП от перегрева после пробегов св. 80 ткм лежит на владельце.
Надо иметь ввиду, что при рабочей температуре 75-90 градусов эта АКПП практически вечна. Чем больше нагружать ее на низких и слишком высоких температурах, тем раньше наступает преждевременная старость элементов. К тому же программисты позволили с помощью утопленной в пол педали газа уже со 2-й скорости включать режим принудительной блокировки муфты гидротрансформатора, что ускоряет загрязнение масла и износ фрикциона ГТ.
Фрикционы загрязняют масло, грязь оседает в теплообменнике, который работает на пределе и как результат, масло в жару не успевает охладиться отчего гидроплита (и соленоиды) перестают штатно работать. И чем грязнее масло, тем выше рабочая температура и тем хуже работает гидроблок.
Теплообменник не принято менять из-за его слишком высокой цены и короткого срока службы. Проще оказывается установить радиатор охлаждения вместо теплообменника. Лучше - с термостатом.
Наши партнеры разработали переходник-адаптер для дополнительного Радиатора слева 144998-TN вместо теплообменника DP0. К переходнику уже подключаются радиатор охлаждения ATF и термостат 100099.
При капремонте возрастной АКПП стоит заменить теплообменник на внешний радиатор. Существуют еще тюнинговые увеличенные теплообменники. Но все эти хлопоты оправданы, если водитель, конечно, планирует эксплуатировать свой автомобиль еще 2-3 лета.
Масло и фильтр DP0
Масло, на которое рассчитана эта коробка 20-го века - минеральное, типа Dexron-III. Аналоги Эссо и Мобил 71141 неплохо работают в этой коробке. Масла требуется около 7 литров. Для частичной замены хватает 3.5 - 4 литра.
Фильтр для всех моделей - одинаков - №144010. Металлопластиковый фильтр имеет фетровый мешок и требует замены каждые... Впрочем у экспертов существуют противоположные мнения о смене масла и фильтра DP0 : От "несменяемого масла" до "менять каждые 20 тыс км".
Как рассудил один раввин: "..и ты прав, Абрам, и ты, Моисей". Дело в том, что пока машина новая, все сочленения и узлы подогнаны, масло достаточно надежно очищается фильтром (справа 144010). И до 80-90 ткм АКПП фильтр редко требует замены. При условии грамотной и бережной эксплуатации и отсутствии аварийного перегрева или перегрузки. И постоянные проверки масла в этот период показывают, что масло еще довольно прозрачное.
Но по мере износа расходников, и накопления грязи в фильтре и клапанах гидроблока и соленоидов начинается цепная реакция с потерями давления масла. Для акпп, которая прошла больше 120-150 ткм загрязнение масла происходит все быстрее и быстрее. А после 200 ткм действительно нужно или менять масло ("частичная" замена) каждые 20 ткм, и обязательно - ремонтировать гидротрансформатор с заменой накладки блокировки, которая обычно бывает съедена до самого клеевого слоя или менять сам автомат на новый.
В такой "немолодой" трансмиссии новый фильтр забивается гораздо быстрее да и эксплуатация с стертым до железа фрикционом блокировки муфты убивает и сам гидротрансформатор и перегревает масло и гидроблок с самой коробкой. В случае проблем с перегревом и перекосом гидроблока машина начинает стареть очень быстро. Год за три. И нуждается в переборке и качественном капремонте.
Комплекты прокладок и сальников (Ремкомплект "Оверол")- № 144002 - подходят ко всем французским авто.
И заказываются почти всегда вместе с Комплектом односторонних фрикционов 144005 (ниже) и Комплектом поршней - №144008.
Мастера чаще выбирают Ремкомплекты ALTO (144002A-AL) или Precision, так как у них комплектация чуть богаче, чем у Транстэк 144002-TK. Оверол Транстэк берут опытные мастера, когда не нужны лишние прокладки.
- Межкорпусные прокладки есть двух видов: на авто с двигателем 1,4-1,6 литра и с 1,8-2,0 литра. Они отличаются длиной (на 10 мм) #14430
Из расходников лидером по заменам является пакет сцепления E2 (4th).
Фрикционные Диски пакета E2, DP0/AL-4, односторонние с внутренним зубом (№144100BI) и смежный с ним - односторонний с наружным зубом (№ 144120) меняются при каждом ремонте.
Также часто горят диски 144106 144126 пакета F1. И фрикционы с дисками 144110 144130 пакета Е1.
Далее - совсем редкие замены на "убитых" возрастных машинах:
- Планетарный Ряд, Задний - Rear, №144582.ф
- Задняя крышка (144759).
Коробка очень простая и ремонтопригодная. Запчасти легкодоступны по первому звонку. На ней научились и выросли сотни начинающих мастеров ремонта АКПП. И если ремонт проведен грамотно, то она проходит еще не одно лето. Недаром ее опять выбрали для широкого ряда автомашин 21 века не только сами Рено-Ситроен-Пежо, но и многие другие, вплоть до Ниссан мексиканской сборки, знаменитых собственными бюджетными и надежными джатковскими коробками на любой вкус.
АКПП:
Замена, ремонт АКПП CHERY
Замена, ремонт АКПП RENAULT
SAMSUNG
Ремонт и замена АКПП CITROEN
LANCIA
Ремонт и замена АКПП FIAT
Ремонт, замена АКПП KIA-NAZA
PERODUA
Замена, ремонт АКПП PEUGEOT