AW55-50SN
АКПП Aisin Warner AW55-50SN, AW55-51SN (AF33, RE5F22A)
5-ступенчатая АКПП AW55-50SN была сконструирована инженерами Айсин в конце прошлого века как эксклюзивная 5-ти ступенчатая акпп для нетойотовских передне-приводных автомашин с двигателем от 2 до 3-х литров.
Обкатку этой уникальной трансмиссии с 2000 года проводили на генеральном заказчике айсиновских автоматов - Вольво. Ее сразу стали устанавливать на C70, обе 40-е, 70-е и S60 и S80. Также часто этот автомат можно встретить на Опель Антара/
Как обычно первые два года выявили несколько "детских болезней" гидроблоков связанных с новыми режимами работы.
И после доработки гидроблока и настроек компьютера (железо, как всегда у японцев, было сразу спроектировано на "отлично") этот автомат как AF23 и AF33 стали устанавливать на ДжиЭмовскую группу автопроизводителей: Дэу-Шевроле (Каптива, Эпика, Лакетти...), Сааб, Опель и американские Сатурны и Судзуки. Встречается она и на российских Кадиллаках BLS c 2-х литровым двигателем.
Даже иногда можно встретить такую экзотику как Фиат, Ниссан Максима (США) и Lancia с этим автоматом. Ставили AW55-50 с 2002 года и на Renault Espace, Vel Satis, Laguna и совсем редко на Avantime со всем рядом двигателей от 2-х до 3.5л.
Часть конструктивных решений взято от удачного предшественника - 4-х ступенчатой AW50-40. Коробка получилась настолько удачной, что даже конкуренты - Ниссан, Дженерал Моторс выбрали именно AW55 для своих популярных машин, выпустив одновременно свои RE5R05A (JR507E) (Ниссан-Джатко) и 5L40E / 5L50E (GM - Европа).
В AW55-50SN было применено множество новых технологий, позволяющих улучшить динамические характеристики, комфорт и экологию автомобиля. Судьба акпп была передана в руки молодым "компьютерным гениям" автопроизводителей, типа тех, что программируют автопилоты самолетов. Айсин обычно отвечает за конструктивную часть коробки. Характеристики гидроблока и управляющих электрорегуляторов-соленоидов заказывают автопроизводители, которые настраивают эту связку автомат-мотор. И поэтому гидроблоки работают на всех машинах по-разному, но используя те новшества, которые заложили в нее инженеры Айсин.
Новшество - использование линейных соленоидов (SL* - Solenoid Linear -) для мягкого "параллельного" переключения передач. Именно этот соленоид делает переключение незаметным и практически без потери потока мощности. Но за счет того, что опять те же фрикционы проскальзывая, разгоняют (или притормаживают) валы.
Другое новшество- "режим проскальзывания" блокировки ГДТ заставил применить новые графитовые материалы для фрикционов. Блокировка ГДТ стала включаться линейным соленоидом SLU уже начиная со второй скорости (при педали "в пол") , не дожидаясь медленного разгона с помощью турбинных колес. Что привело к неожиданно быстрому износу фрикционной накладки гидротрансформатора и как следствие - к засорению масла и выходу из строя "мозгов" АКПП - гидроблока.
Этот более стойкий к истиранию и хорошо "прилипающий" материал, попав пылью в масло, стал выгрызать и забивать каменным нагаром все тонкие места гидроблока и соленоидов. Как холестерин из свиного шашлыка забивает сосуды мозга "инсультников".
В 2003 была разработана модификация AW55-51SN с усовершенствованным гидроблоком для полноприводных авто, которую стали использовать для Вольво (S40-S70) и даже редких Инфинити I35 с 3.5 литровым двигателем.
AW55-50SN, разработанная для автомобилей Ниссан известна как RE5F22A. По деталям она родственна трансмиссии Jatco AW235. По классификации GM (Сааб, Опель) AW55 называется AF33 или AF33-5.
AW55-50 рассчитана на крутящий момент до 330Нм и является самой популярной коробкой Aisin в ремонте на нашем рынке (среди нетойотовских машин).
Фильтры к ней имеют несколько модификаций:
- Фильтр АКПП c ребром 351010 и
- фильтр без ребра #351010A.
Ребро было введено самими автопроизводителями Сааб и Ниссан для улучшения охлаждения и очистки масла. Масло до 2004 года использовали типа Тойота Т-IV, но в последующие годы часто стали настраивать компьютеры на новое масло типа Тойота WS.
В 2005-м году для поддонов Шевроле Captiva выпустили новую модификацию фильтра без ребра (w.o\rib) 351010С.
Фильтр с ребром (w\rib) подходит практически ко всем АКПП.
Хотя конструкция фильтра напоминает фильтры предшественников AW50-40 и AW60-40 с металлической сеткой, AW55-50 имеет фильтровальную мембрану из фетра
Ремкомплекты прокладок и сальников №351002 выпускают множество производителей. Эта акпп не чувствительна к разнице в качестве оверол-кита и поэтому одинаково охотно берут все, начиная от Пресижн до Транстек.
Частая продажа фрикционов полными комплектами 351003 говорит о том, что пакеты сцеплений и тормозов спроектированы довольно сбалансированно.
В первые годы (до 2005) фрикционы пакета С2-Direct горели чаще других и конструкцию барабана несколько модифицировали, а толщину фрикционов (351106) уменьшили, после чего они стали служить дольше.
"Детской болезнью" в первый год производства было - попадание антифриза в масло ATF. Сама механика коробки спроектирована и выполнена идеально, как и все, что делает Айсин. Но когда коробка выпускается универсальной для разных производителей, будет программироваться "чужими" программистами под свои двигатели и свой тип водителя, под разные гидротрансформаторы, радиаторы охлаждения, то, как у семи нянек - жди беды.
Были и другие детские болезни. В частности - с гидравлическими клапанными плитами. Над этой проблемой бьются все производители АКПП и после последней модификации плиты (в 2004-м) гидроблоки AW55 стали служить гораздо дольше, требуя только ремонта и регламентной чистки. В последнее время мастера все реже меняют гидроблоки и все чаще заказывают для замены неоригинальные линейные соленоиды.
Справа - часто выходящий из строя Соленоид-электрорегулятор давления, SLU. Отвечает за блокировку муфты ГДТ, качество переключения 1-2-3, Reverse 351425.
Типичные проблемные места AW55-50SN:
Автопроизводители выпуская на дороги машины с AW55-50 поначалу не смогли следовать концепции "foolproof design".
Это - решение скорее не Айсин, а тех шведских или немецких программистов, которые настраивают ЭБУ под требовательного водителя, чтобы быстрее разгонять автомобиль и экономить при этом топливо, блокируя сцепление бублика как можно раньше, не дожидаясь выравнивания скоростей соединяемых валов. Это дало возможность быстро разгоняться, но приводило и к особенно быстрому износу гидротрансформатора и загрязнению масла.
А также - новые требования рынка: с одной стороны - увеличение экологии и рабочей температуры двигателя (а следовательно и температуры масла акпп) и увеличение экономичности и КПД гидротрансформатора за счет разгона машины с помощью "проскальзывания муфты". Это все сделало быстро загрязняющееся масло непривычно агрессивным для гидроблока и соленоидов.
Владелец AW55-50 мог делать с ней все что хочет: и беречь, и "убивать". Мог ездить как ездят шведские и немецкие бюргеры - терпеливо, дисциплинированно и долгие годы. Или мог - как ездят пилоты Формулы - в перерывах между капремонтами. Полная демократия.
Все перечисленные "слабые звенья" активно проявлялись в первые годы выпуска этой AW55-50. После нескольких лет отладки программ и "ограничения свобод" эта АКПП наконец стала легко проходить 150 -200 ткм без капремонта почти на всех авто. При нехитрых условиях правильной эксплуатации. Если вы хотите чуть реже видеть мастеров по ремонту АКПП AW55-50 - чуть спокойнее давите на педаль газа и чуть чаще проверяйте и меняйте масло в АКПП.
АКПП:
Ремонт АКПП DAEWOO
Замена, ремонт АКПП PONTIAC
Ремонт и замена АКПП SUZUKI
Замена, ремонт АКПП SAAB
Замена, ремонт АКПП RENAULT
LANCIA
Ремонт и замена АКПП FIAT
Ремонт АКПП VOLVO
Замена, ремонт АКПП SATURN
Замена, ремонт АКПП Cadillac
Замена, ремонт АКПП Alfa Romeo
Ремонт и замена АКПП Chevrolet (Шевроле)
Ремонт, замена АКПП OPEL