ZF6HP19A
АКПП ZF 6HP19, 6HP21, 6HP19A, 6HP21A (АКПП Фольксваген, Ауди, БМВ)
6-скоростная АКПП ZF 6HP19 /A , 6HP21 (09L по VAG) используется с 2000-го года для задне- и полно-приводных БМВ и передне- и полно-приводных Ауди (как 6HP19A). Рассчитана на двигатели мощностью до 3.5 литров.
Разработана на конструктивной основе 6-ступенчатой АКПП 6HP28 - /26, как "облегченный" вариант. Основными конкурентами являются: Aisin со своими TF-60SN, TF-61SN, но более серьезным конкурентом считался - DSG-6 производства Ауди-Фольксваген. Ведь именно VAG является основным потребителем продукции ZF.
После обычной в таких случаях 2-х летней обкатки 6НР19 на 5-й серии БМВ, ее с 2002-го года стали устанавливать на Ауди А8 (6HP19A), на БМВ 3-й серии с такими же двигателями как и у 5-й и на Ягуары S и XJ с двигателями V6.
В 2006-м для тех же БМВ-3 и БМВ-5 вышла усовершенствованная и доработанная модификация - 6HP21. Она имеет более надежный Мехатроник с улучшенным переключением передач, изменена клапанная плита, в которой появился 7-й гидроаккумулятор, заменены некоторые фрикционы и почти все стальные диски.
Хотя при этом продолжали выпускать и устанавливать на Ауди Allroad и американские БМВ Х5 модификацию 6НР19, слегка подрегулировав настройки компьютера и качество некоторых комплектующих (ниже).
ZF 6HP19/21 - устанавливается кроме BMW и Audi, также на Jaguar XF, Hyundai Genesis.
Типичные места ремонта АКПП
Фильтр АКПП для легковых БМВ 181010B с низкой посадкой встроили в масляный поддон (справа). Фильтр имеет однослойную фетровую мембрану, которая довольно быстро забивается.
Фильтр для Ауди оставили традиционный, металлический 181010A- (слева), причем для глубокого поддона Q7 181010C- с заборником, а более популярный в заказах для легковых Ауди А4, А6, А8.. - без заборника. (синяя стрелка).
Комплект прокладок и сальников (ремкомплект) также различен для Ауди и БМВ. Мастера чаще покупают Оверол Кит 181002*-EM, но уже появились неплохие и дешевые Ремкомплекты от других производителей - 181002.
Также часто меняют весь комплект фрикционов (№181003) особенно когда горело масло.
Это уникальное творение немецкой фирмы ZF предназначено заменить легендарную 5HP19 и сделать жизнь водителя еще комфортнее и экономнее. И вроде этот автомат ест бензина на несколько процентов меньше и разгоняется не хуже ДСГ ...
Но, увы, ZF 6HP19 помимо потрясающих достоинств имеет некоторые "особенности 6-ступенчатого характера", связанные с тем, что инженеры-компьютерщики запрограммировали электронные "мозги" (Мехатроник) так, чтобы автоматическая трансмиссия при езде в спортивном режиме во всем превосходила МКПП, DSG и вариатор.
Теперь Мехатроник улавливает желание водителя "зажечь на перекрестке" и в режиме проскальзывания моментально переключает все сцепления не заботясь о выравнивании оборотов соединяемых валов, блокируя гидротрансформатор как только возможно быстро, нагружая железо по максимуму и даже выше.
За возможность испытать такой драйв водителю приходится платить перегревом гидротрансформатора, масла и главное - сроком жизни фрикционов ГДТ, соленоидов, втулок и гидроблока.
Типичные "болезни" АКПП ZF 6HP19-21:
Привычная проблема мощных машин - Гидротрансформатор (ГДТ или "бублик"). Его блокировка стала регулируемой и принудительной начиная уже с первой!! передачи. Как при спортивной езде, водителю дана возможность ездить с широким "режимом проскальзывания" муфты гидротрансформатора. Это, кроме плюсов разгона, комфортности и экономичности, привело к своим минусам. Теперь инновационные фрикционы гидротрансформатора забивают графитовой липкой "грязью" сетки соленоидов и клапана гидроблока, что приводит к фатальной работе автомата всухую, вибрациям незаметным для водителя (читай ниже про втулки). Стоит отметить, что в паре с менее мощными двигателями (по сравнению с 6НР26) гидротрансформаторы 6HP19 работают дольше и надежнее, хотя также могут навредить маслу и Мехатронику. Рекомендуется резать ГДТ и менять его фрикционы блокировки как можно раньше - как только появились первые признаки нештатной работы гидроблока. |
|
Основная "головная боль" АКПП 6HP19-...21 - Мехатроник 181740 или 182740. Электроника очень капризна к температуре - не любит слишком высоких и слишком низких температур масла ATF и наличию железной крошки в масле. Даже ремонт электроники мастерам рекомендуют делать в заземляющих браслетах, настолько капризны к статическому электричеству платы. Мехатроники первых поколений 6HP19 не доживали до 100 ткм и их меняли целиком. Подробнее о мехатрониках ZF. За пару лет обкатки эту "детскую болезнь" подлечили и проблемы переместились к расходникам - резинки, прокладки гидроплиты и соленоиды. Основным расходником гидроблока 6HP стала Сепараторная пластина гидроплиты - 182741 . |
|
Конструкция Мехатроников второго поколения уже "привита" от основных "детских болезней" и ремонт часто заключается в замене самого популярного: Реже меняют Комплект соленоидов 2-го поколения - 182420C, который используется только с 6HP21 (и 6HP28). (справа, связано не с качеством соленоидов, а с настройками гидроблока) ОЕМ№ 1068298047- Комплекта Соленоидов (5 жёлтых, 1 синий, 1 чёрный) №181420A. использовались в первых выпусках 6HP19 и 6HP26 ОЕМ№ 1068298045. Можно сказать, что первый и основной капремонт 6HP19 и 6HP21 - это своевременная замена всего комплекта соленоидов, которые становятся главным расходником каждые 80 -100 ткм, если водитель часто использует спортивные режимы разгона, таскает прицеп, увлекается испытаниями "офф-роуд" или предельными оборотами двигателя. Мастера утверждают, что при этом практически до нуля изношена накладка гидротрансформатора и подлежит замене. |
|
(на схеме слева подобрать нужный комплект или на странице - 6HP26) Следующий по популярности комплект соленоидов одной из модификаций гидроблока 6HP19/26 - из 9-ти штук №182420B, OEM# 1068298043 Промывка и очистка соленоидов (и гидроблока с поддоном) возможна и значительно продлевает ресурс Мехатроника и самой коробки, если делается каждый год-два с заменой масла. Мастера разработали несколько хитрых и эффективных способов очистки соленоидов в гаражных условиях, что не требует больших затрат по демонтажу-монтажу коробки. |
|
Особенности конструкции самой коробки (вибрации ГДТ) и статора насоса приводит к быстрому износу втулки насоса. Выработка втулки приводит к быстрому уходу масла и потере давления, из-за чего "горит" пакет сцепления "Е" и насос недодает масла всем остальным узлам. Поэтому с износом этой первой втулки обычно изнашиваются и все остальные. Существует несколько наборов втулок. Максимальный комплект втулок, 12 шт. (из латуни №181030KB) - самый популярный заказ при капремонтах автоматов БМВ. Слишком ранней смерти втулок способствуют и проблемы в работе забитого гидроблока и выработавших свой короткий ресурс соленоидов, недодающих масла для смазки этого узла. |
|
На первом этапе болезни "масляного голода" оказывается достаточным просто очистить гидроблок, отремонтировать гидротрансформатор и заменить соленоиды. Если запустить болезнь, то наступает второй этап - износ железа. Приходится менять втулки и весь комплект фрикционов 181003. В более сложных случаях начинает гореть барабан Е и приходится менять с фрикционами и "посиневший" опорный диск (№181140) На следующей стадии болезни горит и сам Барабан Овердрайв "Е" 181550 (ОЕМ№ 1071-271-091). Барабан Е с "пилотом" на конце вала замечен в том, что в первые годы коробки были сверх предела "зачипованы" (для того, чтобы не оплошать перед подававшими тогда большие надежды ДСГ) и ломался сам вал. Вал для барабана Е в связи с этим несколько раз модифицировался, обратите внимание на его особенности. |
|
Следующим по частоте проблем "железа" 6HP19-/21 следует барабан Direct (B) №181555 У Барабана Директ от масляного голодания сначала страдают обе втулки, что приводит к вибрациям, уходу масла и дальше - типичные проблемы по цепочке. В сгоревшем пакете B (каталог - слева) кроме фрикционов и стальных дисков также часто меняют Поршни (181965 и 181965B) и Пружину тарельчатую №182975. |
|
Зимняя болезнь АКПП 6HP19 - замена Адаптера к блоку соленоидов, (Sleeve №181698). Обычно этот расходник меняют планово, при каждом приходе в ремонт. Входит в Оверол Кит (Ремкомплект) 181002). Проблему связывают с непрогревом масла и перепадом температур. Задубевшая резина не так эластична, как при рабочих 100 градусах. Экономные комплекты предлагают только резинки от "очков". |
|
Частая замена - только сальник насоса (182070) реже - выходного вала: 181074, 181076. Когда все остальные прокладки, входящие в Ремкомплект, еще вполне рабочие, а машина пришла в капремонт вовремя. Но со "съеденным" фрикционом гидротрансформатора. Утечка масла через них приводит к фатальным для коробки последствиям, а выходят из строя - первыми. Входят в Оверол Кит (Ремкомплект) 181002. Но, увы, часто владельцы меняют только эти текущие сальники, оставляяя болезнь бублика и втулки насоса убивать соленоиды и мехатроник. |
|
Расходниками первого уровня также являются и - Поршни панели управления 182742, универсальные, которые иногда не входят в Оверол Кит. - Болт крепления поддона 182779. |
В 2005-м и в 2008 с этими болезнями гидроблока 6HP19-21 боролись, меняя не только конструкцию Мехатроника, но и совершенствуя состав масла (ATF) :
1. ATF голубого цвета с февраля 2005 г. для АКПП A: 4000597, B: 95253.
2. ATF зелёного цвета с марта 2008 г. для АКПП: A4, A6, A8: 4432890, Q7: 4040037.
Работа гидравлики отрегулирована таким образом, что Мехатроник, учитывая выработку фрикционов, старость соленоидов и вязкость стареющего масла, усиливает давление (получая информацию с помощью многочисленных датчиков). Поэтому при смене масла (фрикционов, соленоидов, ...) следует перепрограммировать Мехатроник. Иначе из-за недостаточного давления (или избыточного) на некоторых режимах начинаются проблемы с соответствующими узлами этой сверхсложной и суперсовременной АКПП.
Если принять во внимание, что соленоиды здесь - расходный материал , который при спортивной езде летом приходится менять каждые 60 -100 ткм, то эта АКПП - достойный наследник 5HP19 по появлению в ремонтах.
Исходя из статистики ремонтов складывается впечатление, что это семейство автоматов ненадежное, капризное, дорогое в обслуживании и недолго живущее. И действительно, необычно велик процент машин, которые приходят в сервисы для дорогого капремонта и в гарантийный срок и до положенных 200 ткм, отпущенных конструкторами.
Стоит отметить, ради справедливости, что практически никому из производителей АКПП (даже японской Айсин и Мерседес) не удалось избежать "детских" болезней электрики при выпуске современных 6-ступенчатых АКПП, работающих при температуре ок. 130°. Одни устранили эти болезни быстро, другие - до сих пор сражаются. В этом семействе все проблемы ранних болезней связаны с тем, что автоматы 6НР произведены для "быстрых скакунов" и под "горячих наездников". Им даны такие программные свободы для разгонов, что все "чипованные" аналоги плачут от зависти. Владелец теперь сам решает - будет машина с этим автоматом ходить 300-400 ткм или: "живем ведь один раз!!".
И этот совершенный ZF-й автомат конкурирует не с традиционными 4-х ступенчатыми коробками, а с быстрыми и экономными, но дорогими в обслуживании ДСГ и вариаторами.