DQ250 (02E)
АКПП Audi / VW DQ250 (02E) - DSG-6, DQ200, DQ500, DL501VW (DSG-7), 6DCT450, 6DCT250, 6DCT470, 7DCT
DSG (Direct-Shift Gearbox)
– Коробка передач прямого переключения с двойным сцеплением (Преселективная коробка передач)
Амбициозный проект XXI века - новое направление в автомобилестроении, призванное создать автоматическую трансмиссию, превосходящую по плавности переключения и экономичности традиционные ступенчатые автоматы, а по мощности и надежности - вариаторы.
6-ступенчатая коробка передач со сдвоенным "мокрым" сцеплением DQ250 - 02E (S-tronic) была запущена в производство в 2003-м для авто от 1.6 до 3.2л. Фольксваген стал ставить ее серийно на многие свои модели (GOLF, JETTA, PASSAT, RABBIT, SCIROCCO, SHARAN, TOURAN) и дорогие модели своих подопечных - Seat и Scoda. Коробка способна передавать довольно большой крутящий момент - до 350 Нм. Но при передаче момента ок. 300 Нм на некоторых режимах могут возникать нештатные вибрации в двойном сцеплении и усиленный износ барабана сцепления.
Сама конструкция роботизированной коробки передач разрабатывалась инженерами VAG совместно с американским зубром "Борг Ворнер". Позже к проекту подключился их другой партнер, немецкий производитель гидротрансформаторов-сцеплений "Luk".
Для преселективных трансмиссий Getrag употребляют еще такую английскую аббревиатуру - DCT (Dual-clutch transmission). Имеются вариации: - с сухим сцеплением PS250 (6DCT250) для 1.5 литровых французских авто, и ...
Достаточно распространены в эксплуатации 7-ми ступенчатые PDK (Porsche Doppelkupplung) на различные 911-е модели Порше и Macan, но в сервисах они крайне редки, потому что гарантийный период для большинства или еще не закончился, или весь ремонт этих суперсложных в изготовлении механизмов пока заключается в замене самой трансмиссии.
DQ250 , DSG-6
Первый вариант Фольксвагеновского 02Е (DQ250) имел неудачную конструкцию маховика, проблемы которого приводили к поломке всего 2-х пакетного сцепления.
У этой модификации в течение всего "детского возраста" встречались и частые проблемы с Мехатроником (на схеме слева) и неразборным Барабаном Двойным (Комплект сцепления в сборе) № 131550A.
Позже настройки чуть "прикрутили", ограничив возможности водителя вырываться из потока на светофорах и ресурс этих замечательных коробок стал приближаться к к своим конкурентам - вариаторам и традиционным автоматам Форда и GM.
VAG DSG-7 (DQ200)
Следующее поколение: 7-ступенчатая трансмиссия получила названия DSG ОА - для VW и DSG ОВ - для Ауди (по классификации VAG). Рассчитана на несколько меньший крутящий момент - до 250 Nm. И устанавливается на автомобили Гольф, Поло или Сеат Ибица.
Второй выпуск DSG-7 - DQ200 (уже в сотрудничестве с Luk) вышел в 2008-м году.
Здесь вместо маховика применены сдвоенные (двухмассовые) сухие сцепления Luk, (131999) вынесенные из масляной ванны АКПП наружу (справа). И тем самым решилась проблема раннего выхода из строя маховика в предыдущей DSG-6.
Другая "детская" болезнь - металлическая стружка из двойного барабана (муфты) сцепления 131550. Причиной появления стружки называют вибрации от перегрузки при агрессивных разгонах.
Все эти проблемы в срочном порядке, но долго (для водителей) решались конструкторами, которые усиливали металл, пробовали новые фрикционные материалы. Одним из последних оказался радикальный вариант программистов: ограничить возможность водителю перегружать железо, утапливая педаль газа в пол.
Каждое следующее поколение ДСГ имело все большую защищенность от перегрузки, но при этом терялось преимущество ДСГ перед ступенчатыми автоматами. А по стоимости и ремонтопригодности старые добрые автоматы пока недостижимо впереди.
Особенности ДСГ
Уже методом проб и дорогих ошибок установилась конструктивная закономерность, что для DCT с низким крутящим моментом (до 300 Нм) больше подходит сухое сцепление, с высоким КПД.
Типичные проблемы Коробок DSG с двух-массовым сцеплением.
В целом коробки у большинства водителей служат довольно надежно 2-5 лет. До 5 лет продлена гарантия автопроизводителя (только VW). Но и в этот срок пока еще велик процент обращений с проблемами вибраций, с рывками, дрожаниями, связанными с двухдисковым сцеплением, с датчиками скорости, стружкой в коробке, которая убивает Мехатроники.
VAG - DQ500
В 2009 году вышла усовершенствованная 7-ступенчатая версия DSG с мокрым сцеплением - DQ500, которая устанавливается на Транспортер, Tiguan китайской сборки и некоторые другие модели с двигателями до 2-х литров.
И здесь самые критические проблемы также случаются с Мехатроником (131740A), который забивается стружкой из Корзины сцепления 131550, которая конструктивно слабовата для указанного крутящего момента.
VAG DL501, DSG-7, DSG-6
Несомненно, что как и традиционные ступенчатые АКПП эти трансмиссии когда-нибудь доработают, доведут до совершенства, а сроки первых капремонтов стопроцентно отодвинут за отметку пробега в 100 -150 ткм, сохранив при этом все анонсированные плюсы этих трансмиссий.
Осталось только ждать и "болеть". За создателей и владельцев этого чуда техники. Будущего автоматических трансмиссий (как верят в это инвесторы).
Ближайшие годы покажут насколько перспективно (или не очень) это новое направление развития. Какие трансмиссии выберут такие "флюгеры" рынка как шведы из Вольво и англичане из Лэндровер-Ягуара, которым постоянная угроза банкротства не позволяет играть с ошибочным выбором трансмиссии.
Вольво предлагает варианты и с ДСГ и с Айсиновскими автоматами, VAG предлагает варианты с ZF8HP -6HP и с DSG, но заказы на машины с АКПП пока преобладают над ДСГ. И не только у Вольво.
АКПП:
SEAT
Замена АКПП Audi
Ремонт АКПП VOLKSWAGEN
Ремонт, замена АКПП SKODA