AX4N
АКПП Ford / Mazda AX4N, 4F50N
4-х ступенчатая АКПП AX4N это модернизация 1994 года предыдущей модели AX4S, которая является в свою очередь модернизированной AOD-E.
Буква N появившаяся в названии означает "non-sequential" (в сравнении с "Sequential" AX4S) , то есть: "не-последовательное переключение передач".
Это революционное нововведение позже получило развитие в 6-ти ступенчатых трансмиссиях и в новом направлении - двухмассового сцепления ДСГ.
В AX4N для более планого переключения передач включение следующей и выключение предыдущей передачи происходило не последовательно, а одновременно, с "модулируемым проскальзыванием", тонко управляемым современными PWM соленоидами. Также как и режим "проскальзывания" гидротрансформатора с модулируемым прижиманием блокировочного фрикциона.
Форд (Taurus) и Линкольн (Continental) с 3-х литровыми двигателями с 1995 года эксплуатировали эту переднеприводную коробку. Кроме того ее начали эксплуатировать с 1994-го на редких у нас Mercury Sable и Ford Windstar. С 2004-го года ее несколько обновленный вариант можно встретить на Форд Фристар и Меркури Монтеррей.
В 2001 после совсем мелких изменений ее переименовали в 4F50N, согласно новой фордовской классификации введенной еще в 90-е годы 20-го века. Что стало означать: 4F - 4-х ступенчатая коробка для переднего привода (Front), 50 - некое число, определяющее мощность максимально передаваемого крутящего момента (ок 370-400 Нм).
Коробка не пользовалась спросом и в 2004-м ее стали все чаще заменять на немецкий вариатор CFT30 и японскую 6-ти ступенчатую AF21(TF-81SC), пока в 2007-м не выпустили собственную 6-ти ступенчатую 6F50, а еще позже (2009) - на усиленную 6F55.
Различия в конструкции между AX4N и AX4S - в гидроплите и качестве переключения передач. Были проведены еще другие усовершенствования, чтобы приблизить эту 4-х ступенчатую АКПП к европейским и японским 5-ти ступенчатым АКПП и устранить серьезные конструктивные проблемы AX4S. Можно сказать что неудачи этой коробки вынудили провести реорганизацию подразделения Автоматических Трансмиссий и ее слияние с соответствующим бюро своего главного конкурента - Дженерал Моторс.
Наиболее популярные расходники для капремонта:
Ремкомплект прокладок и сальников (Оверол Кит) - 242002. Для крайне неприхотливого железа этой коробки подходят любые наборы производителей неоригинала.
Фильтр фетровый пластико-металлический, одинаков AX4S=AX4N, различаются по высоте трубки и по цвету кольца - 242010.
На возрастных авто вырабатываются относительно долгоживущие тормозные ленты № 242020.
Датчик Switch Neutral Safety (№ 242410) - больное место возрастных машин.
Часто проблемы AX4N связаны с некомфортным переключением передач, вызванных недостатками конструкции гидроплиты, забивающейся фрикционной пылью.
Это: - неисправность гидроаккумулятора клапанной плиты.
- износ сепараторной пластины.
- износ самой конструкции плиты и плунжеров.
Замена соленоидов. ЕРС - Линейного давления №242431.
ГДТ (гидротрансформатор).
Многие специалисты причинами быстрого загрязнения масла здесь называют сам гидротрансформатор. ГДТ перегревает ATF и способствует быстрому загрязнению масла продуктами износа фрикционов, которые быстро разрушают материал гидроплиты. Сам производитель рекомендует установить на эти автомобили дополнительный радиатор охлаждения.
При этом разбивает вибрациями втулку гидротрансформатора 242031. что выражается в подтеканиях из-под сальника 242070.
Поэтому для всего семейства рекомендовано менять масло (Mercon V - Dexron-IV) с фильтром каждый год после эксплуатации жарким летом. По крайней мере, стоит регулярно проверять масло на прозрачность и включения.
Расходники АКПП AX4N реагируют на экстремальные условия работы соответственно - быстрый износ всех изнашивающихся элементов, включая Тормозные ленты Задняя-Coast (242026) и O.D. - Овердрайв (242020), обрезиненные поршни. Стоит тщательно проверить все резиновые элементы.
Первым горят фрикционы пакета Директ (242106), с отставанием в 2 раза - пакет Форвард (242108). Остальные фрикционы - реже оказываются изношенными и часто оставляются до следующего капремонта.
Машины с этой трансмиссией редки у нас, и фото деталей AX4N, наиболее часто встречающихся в ремонте можно посмотреть на сайтах американских поставщиков.