A960E
АКПП Toyota / Aisin Co A960E (TB-65)
Современная 6-ступенчатая АКПП А960Е была разработана в 2005 году Aisin Co для заднеприводных Лексусов (седаны GS300, IS250 и IS300) c двигателем 4GR-FSE в 2.5-3 литра. Работает она и на праворульных Тойотах MARK X.
Разработана на модульном принципе на базе 5-ти ступенчатой A750 , параллельно с 6-ти ступкой A761, но рассчитана на меньший крутящий момент (190-300 Нм). Конкурентная коробка - ZF6HP19-21.
По классификации Aisin Co этот автомат для Лексуса могут именовать как TB-65.
Настройки компьютера А960 позволяют ей максимально быстро и практически беступенчато разгоняться. Также как и у немецкого конкурента проскальзывание фрикциона блокировки гидротрансформатора может подключаться сразу же - со 2-й передачи, если педаль газа утоплена больше половины хода.
Часто применяемый спортивный режим довольно быстро приводит к износу фрикциона гидротрансформатора и загрязнению масла. Если фрикцион поршня оказывается съеденным до железа самого поршня, то в масло попадает клеевой состав, что сразу влияет на работу клапанов гидроблока. Золотники заедают на холодную или наоборот нагорячую и не дают пружинам и соленоидам вовремя открывать каналы с маслом. Это уже влияет на износ фрикционов в пакетах и к потере тяги.
В отличии от 6НР19, у которого гидротрансформатор имеет несколько двусторонних фрикционов для режима проскальзывания, в японской коробке фрикцион по старому одинарный и наклеен на поршень, что заставляет следить за его износом и при подозрениях на отсутствие блокировки гидротрансформатора вовремя делать диагностику и менять расходники.
Типичный капремонт АКПП А960Е:
- замена масла (Toyota WS, 7.2l) , фильтра №339010 и ремкомплектов, в которые входят:
- Комплект Прокладок и Сальников, без поршней LEXUS GS300 (№339002).
- Комплект Фрикционов, (№339003),
- Комплект стальных дисков №339004, которые вместе с фрикционными дисками № 339003 и Ремкомплектом прокладок № 390002 - составляют МастерКит.
Экономные хозяева иногда меняют только сгоревшие фрикционы и стальные диски пакетов Директ С2 (+ чуть реже - пакета Реверс С3), хотя стоимость фрикционов этих 2-х пакетов по отдельности не сильно отличается от стоимости полного комплекта фрикционов. К тому же часто вместе с Директом и Реверсом приходится менять и подгоревшие фрикционы пакета Форвард С1.
- Прокладка поддона (339300),
Ремонт гидроплиты с заменой соленоидов и всегда - ремонт гидротрансформатора. Именно расходники гидротрансформатора первыми вырабатывают свой ресурс. Еще одна проблема, к которой могут привести вибрации от съеденного фрикциона блокировки муфты - разбивает сальник насоса и саму втулку - №344034 . Об этом вовремя сигнализирует начинающий подтекать сальник насоса-гидротрансформатора - №340070.
Средний ремонт который ожидается реже - со снятием и ремонтом гидроблока, что потребует долить ок. 2.2 литра масла. И капитальный ремонт с демонтажом и ремонтом гидротрансформатора. Но этот случай по замыслу конструкторов совмещается с заменой фрикционов и полной сменой масла.Минимальный ремонт (по замыслу конструкторов Айсин) включал бы в себя снятие поддона без дорогостоящего демонтажа АКПП и чистку-замену соленоидов с фильтром. Для этого понадобится всего несколько часов времени и около 1 литра масла на долив.
Но часто водитель не успевает заметить проблему работы забитого гидроблока и от недостатка давления горят фрикционы пакетов Директ и Реверс. Опорный диск для пакета Реверс слабоват (2.9мм) и его тоже часто меняют.
"Слабым" местом №2 этой уникальной трансмиссии можно назвать только "тонкокожую" электрику, испытывающую экстремальные нагрузки из-за спортивных режимов работы современных машин, для охлаждения которых нормой стали 130 - 140 градусов, что приводит к загрязнению и износу соленоидов и клапанов плиты.
С этой детской болезнью сражаются японские инженеры и здесь им в последние годы удалось добиться увеличения ресурса гидроблока за заветные 200 ткм, но теперь проблемы износа переместились в конструкцию соленоидов, которые для этой АКПП стали расходным материалом и основной причиной недостаточного давления в пакетах.
Машина иногда успевает придти в капремонт до того как сгорят остальные пакеты фрикционов с упорными дисками и от недостатка смазки не разобьет втулку передней Планеты (339582). На машинах с максимальным по крутящему моменту двигателями Передний планетарный ряд 339582 с 6-ю сателлитами - самое узкое место железа (справа).
Со временем из-за недостатка линейного давления (или износа уплотнительных колец) подгорают фрикционы (339106) и стальные диски (339126) в пакете Директ С2.
Типичное слабое место №1 - узел маслонасоса с подтекающим сальником 339070 и если запустить эту проблему - с втулкой насоса (344034). Дальнейшая езда без своевременного ремонта гидротрансформатора приводит к потере самого насоса. Это часто сопровождается износом соленоида блокировки гидротрансформатора:
Электрика А960
Типичный капремонт возрастной АКПП А960 - меняют комплект линейных соленоидов-электрорегуляторов:
- №339425, (LockUp, SLU, соленоид блокировки гидротрансформатора)
- №339431, ( SL1, SL2) - 2 шт. соленоиды качества переключения сцеплений.
- №339435, (SLT LPC, соленоид регуляции линейного давления)
Эти 4 соленоида конструктивно гораздо более сложны и сильнее нагружены, чем 3-way соленоиды-клапана (остальные 5 шт на гидроплите). Если долго ездить с проблемой соленоидов и плиты, то начинают подгорать диски пакета Директ.
Подобные плунжеры-золотники работают и в самой конструкции плиты. Именно из-за раннего износа плунжеров и тела плиты и случались проблемы с предыдущими поколениями гидроблоков, которые так сильно подпортили имидж Айсин с AW55-50.
И теперь проблемы раннего износа переместились из неремонтопригодной гидроплиты в конструкцию легко заменяемых соленоидов.
Подбор соленоидов для А960 производят по VIN-коду автомобиля.
Особенностью этой почти идеальной 6-ти ступенчатой АКПП стало то, что водитель не получает заметных сигналов о том, что пора менять износившиеся расходники - фрикцион гидротрансформатора и соленоиды, которые не выдерживают агрессивных разгонов с "режимом проскальзывания" муфты гидротрансформатора. А здесь, в отличии от неубиваемых Тойот, активно используется режим проскальзывания гидротрансформатора. Уже начиная со второй скорости, (так же как и у европейского конкурента ZF6HP19). И этот режим разгона, включается тем интенсивнее, чем сильнее вдавливает педаль акселератора водитель. Это дает и потрясающую динамику разгона и даже уменьшает расход топлива. К сожалению убивая при этом фрикцион гидротрансформатора и через загрязненное масло - соленоиды и гидроблок.
Трудно решиться резать гидротрансформатор только потому что масло стало быстро загрязняться. Но если не ремонтировать вовремя гидротрансформатор, то довольно быстро можно убить не только соленоиды с фрикционами, но и сам гидроблок.