Если вы не найдете нужную АКПП, позвоните по телефону +7 (843) 250-20-75 (Филиал Дубравная) и мы найдем ее для Вас01M
АКПП Audi / VW 01M (095 / 096), 01P (098) \AG4
Эта легендарная 4-х ступенчатая АКПП 01M собственного производства Ауди-Фольксваген (предшественники - 095 / 096) выпускается 17 лет, с 1995 года до наших дней, для всех популярных переднеприводных автомобилей VW, Seat и Scoda ( и даже Ауди А3) с двигателем от 1.6 л до 2.0 л расположенным поперёк.
А если считать, что семейство этих акпп включает в себя и близко-родственных предшественников: АКПП 095, 096, 097, 098, которые различались принудительной блокировкой гидротрансформатора вместо демпфера, прокладкой поддона, корпусом и мелкими отличиями в поршнях (смотри схему "Различия 01N и 095-098" слева), то эта легендарная конструкция устанавливалась с 1991 года - более 20 лет!
Из них самой популярной в ремонте является коробка Volkswagen Golf - акпп 096. Которая собиралась на некоторых заводах Фольксвагена до 2009 года. А 01M устанавливается на Пассаты (Китай) до сих пор. Кстати на немецких заводах на Пассатах с разными двигателями работал автомат 01N.
Менее распространенная модификация - 01P (ее предшественник - 098), способна передавать более высокий крутящий момент, агрегатировалась с двигателями до 2.8л VW Sharan, VW T2/T4, VW Eurovan, Ford Galaxy – (микроавтобусы и минивэны). Конструктивный родственник и многие расходники взаимозаменяемы.
Модификация 097 для заднеприводных "неубиваемых" Ауди 80 - Ауди 100 и прослужила до 1995 года, когда ее заменила такая же "неубиваемая" 01N.
Разработанная для A4, A6, Cabrio Ауди модификация АКПП AG4 - 01N Audi может передавать крутящий момент от двигателей в 2.8 литра. Отличаются они между собой корпусами и дифференциалами. Большинство остальных деталей всего семейства - взаимозаменяемы.
Эта семья АКПП была последним шедевром группы Фольксваген-Ауди, пытавшимся конкурировать на рынке производителей АКПП. Вышедшая в том же 95-м году 5-ступенчатая ZF 5HP19 оказалась настолько более совершенной и конкурентной по цене, что VAG вскоре решил закрыть собственные разработки традиционных автоматов, перейдя в дальнейшем на автоматы японской Айсин Ворнер и немецкого ZF Group. Так же как американская НАСА пользуется российскими ракетами для отправки своих космонавтов на орбиту.
А все силы своих конструкторов с конца 190-х VAG перенаправил на выпуск собственных вариаторов (01J -CVT), а после относительной неудачи с вариатором 01J - вообще 100% усилий на считавшиеся гораздо более перспективными преселективные коробки DSG.
Одна из особенностей универсальной трансмиссии 01M - в том, что для попречного расположения (в отличии от собрата 01N) был введен дифференциал с отдельной системой смазки (масло для него проверяется и заменяется отдельно).
Эти АКПП (вместе с родственником 01N Audi) являются самыми популярными в ремонте в России среди всех автоматов Ауди-Фольксваген. По популярности находятся в 4-ке лидеров мира, вместе с французской DPO, японской U140-241 и №1- ZF 5HP19.
Чуть сзади идет их извечный конкурент - Мерседес, чья семья АКПП 722.3 - 722.5 настолько же живуча, насколько и часта в ремонте. В последний год в группу лидеров ремонта все чаще прорываются 6-ти ступенчатые братья - немецкая 6HP26, японская U660, и американско-корейская 6T40.
Фильтры для всех акпп после 1994 года 01М-N-P
- одинаковы и отличаются от фильтра для предшественников: 096-... -098 (#105010).
Эти АКПП ( 01М-N-P) очень надежны и неприхотливы. Вырабатывают свой ресурс до первого капремонта после 200-300 ткм. Сильно сокращает этот ресурс эксплуатация с грязным маслом и перегрев коробки.
Ремкомплекты прокладок и сальников для 01Р и 01М 105002A различны с 01N, но одинаковы со своими предшественниками 096-... -098.
Обычно с Оверолами заказывают и комплект фрикционов 105003.
Типичные ремонтные места "возрастных" АКПП:
Мастера предпочитают заказывать Ремкомплект прокладок (Оверол Кит) от Транстек (105002-ТК), так как у Альто и у Пресижн компрессионные кольца бывают неудовлетворительного качества.
У бюджетных оверолов АТОК (105002-AT) качество этих колец близко к оригиналу (справа).
Также часто с Оверолами вместе заказывают и меняют комплекты поршней (105008): из 5шт - для 095-098. И из 7 шт. для автоматов 01*.
|
|
Комплект обрезиненных поршней 01M
Дубеет резина и плохо держит давление, особенно зимой. На возрастных машинах и перегретых акпп заменяются весь Комплект обрезиненных поршней - №105008.
Это - обязательный ремкомплект для машин старше 8-10 лет. Мастера в два-три раза чаще заказывают неоригинал, чем оригинал.
|
|
От температур или бокового давления оплавляется или становится хрупким зеленый заводской вошер переднего барабана - пластиковый подшипник скольжения - 105229. Куски разлетаются с маслом по всему автомату и повреждают прокладки. Проверяется наличием осколков в поддоне. Причина - старость и перегрев, ускоряющий старость. Осевой люфт входного вала 0,3-0,4 мм. Регулируется этими пластиковыми шайбами.
|
|
- Сепаратор обгонной муфты 105654A, выкрашивается.
Причина – продолжительный перегрев и старение пластика.
Обычно срок жизни пластика не меньше 8-10 лет, но при повышенных температурах он может развалиться гораздо раньше.
|
|
Барабан 3-4 (105550) выходит из строя из-за продавливания корзины вдоль оси вала (на фото справа - синяя стрелка - норма, красная - продавлен).
Достаточно одного миллиметра уменьшения зазора на просвет и фрикционы пакета 3-4 проскальзывают, что приводит к сгоранию всего пакета сцепления. (нажмите на картинку справа, чтобы увеличить)
Замена барабана - №105550.
|
|
Выгорает пакет 3-4, №105100(фрикцион), №105120(сталь), №105140;(опорник) №105141. Причина – недостаток давления масла в линии.
На 01M стальные диски тоньше (1.45мм), чем до 95 года (2мм). Также и опорные. Проблема может быть вызвана как вышеописанной причиной продавливания корзины барабана, так и недостатком давления масла.
Выгорает пакет Forward 105108; 105128; 105148 и пакет Reverse 105110; 105130 с одновременной поломкой возвратных пружин поршня Reverse 105976K-AF. Частая причина: попытка «в раскачку» выехать из колеи на плохой дороге.
|
|
Соленоиды для 01M
Значительные изменения семейства произошли в 1995 году для серии 01. Когда ввели в гидроблок линейные соленоиды. Электрика по-немецки проста, надежна, неприхотлива и ремонтопригодна. Гидроплиты несколько раз модифицировались.
В последних модификациях гидроблока, где вместо демпфера ГДТ (095-098) стоит блокировка муфты (01М-N-P) этих соленоидов - 2 шт (справа). Первыми выходят из строя самые напряженно работающие PWM соленоиды EPC и TCC (LockUp).
095927333 - Соленоид-электрорегулятор линейного давления EPC - EV6 №105431 (он же - и блокировки гидротрансформатора - ТСС, EV4 - гидротрансформатора). Последний EV4 обычно изнашивается быстрее из-за грязи, поступающей в масло из "бублика".
Позже выходят из строя 3-way соленоиды шарикового типа - электроклапана-"шифтовики" Solenoid shift 105421. Их номера по мануалам - EV-1, -2,-3,-5,-7. И номера VAG - №88, 89, 90, 92, 94
Считается, что 8-10 лет - средний нормальный срок жизни всех электрических компонентов 01M - 01N, включая и датчики. После чего сопротивление их проводки начинает возрастать, изнашивается канал, меняя характеристики закрытия клапана и компьютер их "бракует".
|
|
Гидравлическая клапанная плита
Гидроблок - 105740. Требует регулярной чистки. Для машин прошедших 150-200 ткм эта работа делается как регламентная. (Как и ремонт "бублика")
Загрязнение масла идет из ГДТ и составляется из пыли фрикционной накладки и износа опорной шайбы. Грязное масло забивает и съедает металл каналов и золотников в наиболее нагруженных клапанах Гидроблока. (справа)
Страдает в первую очередь клапан блокировки гидротрансформатора №105169A-SX (Valve Bost). Затем - Клапан регулировки главного давления, - Бустерный клапан, - Клапан соленоидов.
Из-за длительной езды со съеденной накладкой ГДТ, несвоевременной замены трансмиссионного масла и фильтра наступает ресурсный износ всей плиты.
|
|
Датчики оборотов 01M
При каждом капремонте возрастной перегретой трансмиссии довольно часто приходится менять:
- Датчик скорости входных оборотов (105436) и
- Датчик оборотов на выходе (105438). слева.
Для разных машин эти датчики имеют различные модификации - бывают длинные Output Sensor, а бывают и короткие, одинаковые для входных и выходных, различаются по фишке и подводке.
|
|
Расходником для большинства ремонтов является - Проводка Соленоидов, Wire Harness (105446), которая из-за частых проблем постоянно совершенствовалась конструкторами и сейчас на рынке имеется несколько ее модификаций.
Наиболее часто заказывают проводку для 01M. Реже заказывается универсальная проводка №105446A (для 01N, 01M, 01P).
Неплохо работает и проводка американской "Ростра", выполненная не шлейфом, а жгутом проводов 105446.
|
|
При разборке приходится выбивать зубилом Крышку обрезиненную приводного вала и промежуточной шестерни, (89-up) № 105483-AF.
Заменяется.
|
|
- Планетарный ряд 105584. (справа).
Причина – из-за ресурсного износа одного из опорных подшипников (105241) его иголки попадают в шестерни планетарного ряда.
Ресурс подшипников и всего узла значительно уменьшается при перегреве и масляном голодании.
|
|
От старости и перегрева под нагрузкой на некоторых моделях проворачивается комплект возвратных пружин, куски пластика 105986 и пружин 105976 разваливаются и лопаются, что приводит к потере Реверса.
Ремонтируется ремкомплектом с заменой пластикового ретейнера на металлический - 105986. Для всех машин старше 10 лет, пришедших в ремонт с горелым маслом, пластик этого комплекта пружин обязательно проверяют и меняют.
|
|
Износ статора насоса №105520 в центральном отверстии под чугунные уплотнительные кольца 105179.
Из-за этого теряется герметичность соединения с валом, что приводит к недостатку давления блокировки Гидротрансформатора, в барабане Форвард, или в пакете 3-4, что приводит к сгоранию соответствующих фрикционов. Связывают с запозданием ремонта гидротрансформатора.
Также часто встречается износ посадочного места упорного вошера в основании статора, что приводит к осевому люфту и вибрациям. С ними меняют втулку насоса 105034 и сальники 105070. Если запоздать с заменой масла, а затем с заменой сальника и втулок, то приходится менять весь насос в сборе - 105500.
|
|
Комплект втулок 01M
Замена изношенных втулок у возрастных АКПП 01М - характерный вид капремонта. Часто мастера заказывают весь комплект - №105030. При смене втулок обязательно меняется и комплект пластиковых шайб 105229.
Одной их главных причин всех проблем с "железом" является износ (или загрязнение) гидроплиты, который приводит к масляному голоданию различных узлов трения. Железо здесь имеет настолько большой конструктивный запас, что 01М легко доживает до износа втулок без замены барабанов, планет и валов - главный признак сбалансированности конструкции. Редкость для современных АКПП.
|
|
Гидротрансформатор из-за введенной в 01M\N принудительной блокировки стал работать интенсивнее и после 150-250 ткм требуется его капремонт с заменой расходников (при агрессивной езде). Но тем не менее, из всех "бубликов" 20-го века этот является пожалуй самым надежным и долгоиграющим.
В ремонт приходит к сожалению после критического масляного голодания. Износ фрикциона и как следствие перегрева - втулки. Существуют конструкции ГДТ с подшипником вместо втулки. Такой не просит ремонта долго и может долго пачкать гидроблок съеденным до самого основания фрикционом блокировки. В ремонт чаще приходят модификации со втулкой. При капремонте ГДТ, кроме смены накладки и уплотнений, втулка меняется на подшипник, что делает его практически неубиваемым.
|
|
После ремонта требуется адаптация дроссельной заслонки.
Проверить герметичность чугунных компрессионных колец на входном валу 105178 .
Промыть и тщательно очистить охладитель трансмиссии (Cooler), а при ремонте машины, пришедшей в ремонт с горелым маслом - заменить кулер.
</di
Теги:
Центр автоматических трансмиссий