01J (CVT)
Вариатор (Continuously Variable Transmission, CVT 0AN Multitronic или VL-300) 01J выпущен Ауди в сотрудничестве с фирмой LuK GmbH & Coв 2002 году для популярных полноприводных моделей А4, А6 и А8. С двигателями от 1.8 до 3 литров. Передает до 310 Нм крутящего момента.
Эту гениальную идею Леонардо Да Винчи воплотили в жизнь немецкие конструкторы, основываясь на опыте первопроходца вариаторов Субару.
Все сложнейшие проблемы были решены настолько хорошо, что этот агрегат добросовестно ходит 150-200 ткм без каких-то серьезных проблем "железа" (не считая блок управления).
Но после этих пробегов сваливаются как ком "болезни старости":
Слабые места 01J:
Конструкция этого вариатора практически сразу после ввода в серию в 2003-м морально устарела, так как в конструкции используется тянущая цепь, вместо толкающего ремня (как например у мирового лидера вариаторов - Jatco RE0F06A). От растягивающих нагрузок и трения такая цепь значительно раньше вырабатывает свой ресурс (Цепь приводная вариатора № 130700), заменяется практически при каждом капремонте вариатора после пробегов за 100 ткм.
С цепью вместе часто требуется заменить и планки натяжения - 130701 и 130702.
Конструкция вариатора не допускает буксировки автомобиля, что приводит к летальным последствиям для конусов и как следствие - для самой трансмиссии. Конуса - главный ресурсный узел вариатора и самое узкое место в конструкции.
Больное место электрики - привычное для всех вариаторов и 6-ступок первых поколений: ЭБУ - блок управления вариатором Мультитроник VL-300 № 130446A (внизу), ресурс которого часто не превышал 100 тыс. км.
Причина: блок полностью плавает в масле, которое нагревается в этих трансмиссиях свыше 110 градусов. Материал корпуса и компонентов-датчиков, особенно первых лет выпуска, не выдерживал длительного нагрева.
Поэтому для этих вариаторов действует рекомендация после 3-5 лет эксплуатации - устанавливать дополнительный радиатор охлаждения масла. Или каждое лето очищать внутри и снаружи существующую систему охлаждения и чаще чем в "молодом" возрасте менять масло.
В 2003-м году производитель доработал конструкцию блока управления, используя более стойкие к температурам материалы и Мультитроники VL300-7 стали приходить в ремонт позже и реже.
Проблема обычно выражается в том, что загорается табло "PRND" и компьютер выдает различного рода ошибки. И в зависимости от этих кодов неисправности Мультитроники успешно ремонтируются. (Предложение снизу).
- Есть еще одна серьезная (но более редкая) проблема - Дифференциал.
Во время капремонта стоит обратить внимание на состояние дифференциала. Если с ним проблемы, то коробка - не жилец. Замена дифференциала 01J это практически невыполнимая работа в условиях сервиса.
Борьба с утечками масла - замена Сальников:
- манжета (сальник) насоса (130070),
- манжета левой и правой полуоси (130073,130076).
В целом на новых машинах эта сверхсложная и по-немецки тонко отрегулированная трансмиссия работает отлично, но после 150 - 200 ткм езда с ней похожа на игру в "русскую рулетку".
![]() |
![]() Восстановленный (на обмен) Мультитроник VL-300 на ZF вариатор 01J. № 130446A-RB. Существуют два варианта Мультитроника: - С Квадратным разъемом (справа 130446B). - С Круглым разъемом (слева 130446A). |
Хотя инвестиции в проект собственного европейского вариатора составили астрономические суммы, эта конструкция вариатора не смогла конкурировать с вариаторами Jatco, нынешнего монополиста по бесступенчатым автоматическим трансмиссиям для машин с ДВС до 3-х литров. Можно уже считать эту конструкцию тупиковой ветвью развития АКПП и неудачной инвестицией Ауди.
АКПП:
Замена АКПП Audi