+7 (843) 212-18-71
Заказать звонок
Если вы не найдете нужную АКПП, позвоните по телефону +7 (843) 212-18-71 и мы найдем ее для Вас

09G

 

акпп tf60sn

Первая в мире 6-ступенчатая АКПП 09G (TF60-SN по классификации Aisin Co) – с 2003-го используется практически для всех переднеприводных авто семейства Фольксваген и Ауди (А3, А4 и ТТ) с двигателем от 1.4 до 2.0 л. (Skoda Fabia, Mini Cooper). Рассчитана на крутящий момент до 280 Нм.

Является следующим инновационным поколением 5-ти ступенчатой AW55-50. Конкурирует с немецкой коробкой ZF 6HP19-/21 и считается чуть более долговечной и относительно дешевой в ремонте.

После обкатки 09G и доработки в выпустили вторую подмодификацию 09K или 09М которую стали использовать вместе с двигателями до 3.5 литров (TF-62SN -61SN, Passat, Superb, Transporter).

Параллельно в 2003-м запущена в производство модификация заднеприводной 6-ступенчатой 09D (TR60-SN).

Это семейство 6-ти ступенчатых АКПП разработано японской Aisin в сотрудничестве с немецким VAG (Volkswagen Audi Group), которого можно считать соавтором, ответственными за работу компьютера-ЭБУ, гидроблока, соленоидов и не совсем ясно: кого же считать ответственным за успехи и неудачи TF60-SN - немцев или все-таки японцев?

Пилотная модель 09G (TF-60SN) обкатывалась пару лет на Mini Cooper (как 6F21WA) и после доработок в 2009 г. стала использоваться для Skoda Superb и SAAB 9’3.

Остальные автопроизводители устанавливали модификацию 09K (крутящий момент до 400 Нм). Мастера присвоили ей имя TF-61SN. (Классификация Айсин TF62 или TF61 - используется редко. Более удобны и точны немецкие имена 09)

Сначала 09K опробовали на Polo, Golf и Transpotrer. В 2004-м, когда основные "детские" болезни конструкции были устранены, ее стали ставить на испанские Seat, на Skoda Oktavia, Fabia и Roomster и на Passat по всему миру, в том числе и в России. А с 2005-го покорила рынок китайских Ford Mondeo и британских Mini, да и остальных машин семейства Volkswagen (Touran, Sharan, Tiguan, Jetta) и Skoda.

К 2006-му году немецкими инженерами был разработан еще один вариант этой коробки - 09М, которая устанавливалась с 3.2l VW Транспортер. Для полноприводного Passat 3.6 л эта модификация АКПП названа немцами как 09М, запчасти для которой родственны 09K. Принимаемый крутящий момент - до 450 Нм. В разработке этой модификации Aisin уже принимала номинальное участие и поэтому Айсиновского имени у 09К нет, но некоторые по привычке присваивают ей следующую цифру в имени: TF-62SN.

Сейчас это уже - отработанная и довольно надежная современная АКПП для популярных бестселлеров с отличными эксплуатационными качествами, единственными реальными конкурентами для этого автомата являются ZF-6HP21-26 и младший брат - TF80SC. Она конкурирует также с 7-ми ступенчатыми коробками ДСГ типа DQ200. Но уже для рынка России установилась закономерность: ДСГ - это для немцев - "очень круто", но не ремонтируется. Как смартфон: появились проблемы - выбросил/отдал младшему брату - купил себе новый. А 09 - "просто круто", но живуча, как ... кошка.

фильтр для акпп 09GДля разных модификаций этой АКПП для машин с разными габаритами подкапотного пространства разработаны разные металлические фильтры с металлической сеткой:

Фильтр имеет две под-модификации - для мелких поддонов 134010 (с 2003г.) и с глубоким заборником (с 2005 г.) № 134010B Фильтр 09G - самый распространенный в продаже.

Фильтры для этих АКПП Aisin выпустил с металлической сеткой. Что в 20-м веке уже несколько устарело и не очень подходит для современных гидротрансформаторов и синтетических масел, но идеальная конструкция "железа" не требует идеально чистого масла.

фильтр для акпп 09G
фильтр для акпп 09M

- фильтр 09K (№ 134010A) с мелким заборником начал выпускаться с 2004 г. и более редок на нашем рынке.

И редкие в ремонте модели Фольксвагена с модификацией 09М применяют третий тип фильтра 134010C. (слева - нажми увеличить)

Фильтры с металлической сеткой легко служат за 200 ткм, но в случае сгорания фрикционов до железа, в масло попадает тугоплавкий клеевой слой, который забивает сетки фильтра и с трудом вымывается даже очень сильными растворителями. И при установке в отремонтированную АКПП при повышении температуры масла до 135-140º эти тугоплавкие смолы опять смываются в масло и оседают в каналах гидроблока и соленоидов. Не меняют фильтры при горелом масле только самые экономные владельцы.

фильтр для акпп 09K

В 09G применяется синтетическое масло ATF: G 052 025 A2. Для полной замены (без учета радиатора / теплообменника) требуется ок. . Для модификаций под двигатель 2.5 л предусмотрен теплообменник большего объема. А для редких в ремонте 3-х литровых двигателей - отдельный радиатор охлаждения, который вмещает дополнительный объем масла.

Продавцы машин утверждают, что масло служит до первого капремонта, но после каждого жаркого лета для машин старше 5-ти лет (чтобы продлить молодость) рекомендуется проверять качество масла и при пограничном состоянии масла - менять его. Наличие стружки-крупинок (крупнее 1мм) в поддоне, это уже показание для капремонта с заменой как минимум фрикциона гидротрансформатора. Частичную замену масла мастера рекомендуют после 60-80 ткм, если масло темное, но еще прозрачное. Чем менее грязное масло, тем менее рискованна его замена.

Особенности АКПП TF60SN свойственны большинству первых 6-ступок и связаны с ускоренным загрязнением масла фрикционной накладкой гидротрансформатора, который работает в непривычно напряженном режиме проскальзывания муфты блокировки, а мотор - при необычно высокой температуре. Эту трансмиссию в 2005-2006 сменила более отработанная по электрике TF80SC. А вслед за этим была разработана уже 8-ми ступенчатая TR-80 для заднего привода.

В TF60SN японцы еще не решились устанавливать Электронный блок управления внутрь АКПП.

Поскольку эта АКПП была первой 6-ти ступенчатой трансмиссией нового поколения, у нее в "детские" годы были отмечены

Типичные ремонтные места автомата 09G (AW TF-61SN \TF-60SN):

Типичный капремонт равномерно постаревшей трансмиссии это переборка и замена расходников:

комплект фрикционов 09G- Ремкомплекты сальников и прокладок 134002 примерно равнозначны по качеству, цене и комплектации у всех комплектовщиков: Альто-Транстэк-АТОК

Комплект поршней TF-60sn

Мастера, уверенные в своей аккуратности и внимательности берут простые и дешевые АТОК, остальные - предпочитают Транстек.

C ремкомплектом прокладок - ОверолКит вместе почти всегда меняют - Комплект поршней № 134008 и

- Комплект фрикционов № 134003.

Ремкомплекты сальников и прокладок  09G
 

Проблемы электрики 09G - 09K

Нештатная работа гидроблока TF60-SN часто выражается в проблемах с переключениями 4-5-6 передач. Причина вызывается агрессивными настройками ЭБУ АКПП и усугубляется высокими рабочими температурами новых двигателей. Первым убийцей гидроблоков является режим управляемого проскальзывания блокировки гидротрансформатора и быстрый износ его инновационной фрикционной накладки. Это приводит к высокой абразивной активности загрязненного масла.

Коды ошибок - Р0734, Р0735 или Р0729 - говорят в частности о том, что износились (забиты) соленоиды и клапана гидроплиты.

Ремонт тела гидроплиты иногда производят с помощью ремкомплекта 15741-14K Соннакс (134741B) для верхней части (справа). Для этого рассверливают отверстие и используют увеличенного диаметра муфту и золотник. Но эта работа в условиях сервисов похожа на операцию шунтирования на сердце в районной больнице и мало кто решается на такой риск, предпочитая менять весь гидроблок. Поэтому до такого загрязнения масла лучше дело не доводить.

sonnax TF60SN

Процесс типичной поломки в этом случае можно описать так:

1-й этап. Фрикцион гидротрансформатора включается с проскальзыванием начиная с 3-й скорости, сильно не дожидаясь уравнивания скоростей вращения вала двигателя и трансмиссии. Фрикцион при этом активно истирается, загрязняет масло твердым и липким графитовым порошком. Эта агрессивная взвесь попадает в каналы гидроблока и соленоидов, забивает золотники, не дает работать пружинам и соленоидам, истирает все скользящие поверхности. Выражается в толчках, запаздывании включения и выключения пакетов, разница между работой с холодным и горячим маслом.

2-й этап. Плунжеры и клапана клинят и недодают давления масла в один из пакетов, изношенные места образуются протечки, перетоки масла, критически уменьшается давление в линии и в пакетах сцепления (первым - в пакетах С2 и С1 ). Что выражается уже в износе (сгорании) фрикционов сцепления и коробка "не тянет".

- фрикционы пакетов сцепления начинают проскальзывать, истираться, гореть и еще сильнее загрязнять масло, ускоряя износ клапанной плиты и усугубляя недостаток давления.

3. этап. Масляное голодание - вибрации и износ самого "сухого" места - осей и втулок.

Комплект втулок 5 шт. № 134030.- частый тип ремонта 09G, поздно добравшейся до операционного стола.

Самыми разбитыми оказываются втулки: Солнечной шестерни 134052, Задней крышки (134066), Насоса (134034) и пакета К3 (С3). Для задней крышки даже выпущена ремонтная втулка, если посадочное место сильно разбито продолжительными вибрациями.

Accumulator Piston Kit,  TF-60SN (15741-14K), Sonnaxк-кт втулок 09G

Один из сложных вариантов проблем с гидроблоков - изношена сама плита клапанов и\или один из ее незаменяемых узлов. Тогда приходится менять целикомклапанную Плиту (гидроблок / Valve Body № 134740) .

Набор инструмента +12 втулок, для ремонта соленоидов, Aisin SL Solenoid Bush and Reamer Kit, AW09D/G/55-50/TF60/80 (12 Bushes, 1 Reamer, 1Tool).

Существует старая модификация гидроблока (с 2 термодатчиками) и новые, образца после 2005 года без термодатчиков. Новые - даже чуть более проблемные.

Ремонт и чистка гидроблока производится во всех случаях прихода АКПП в ремонт. Часто с ним вместе производят профилактическую замену втулок (перевтуливание) линейных соленоидов SL 136419. Практически гидроблоки первых лет выпуска были "расходником", если не владелец не предохранял его снижением рабочей температуры хотя бы до 100 - 110 градусов (доп. радиатор). Сейчас их заказывают реже.

Гидроблок 09G

Соленоид Электрорегулятор TCC (чёрный коннектор) 09G, TF60, 61SN, 09D, TR60SN, Solenoid linear Audi/VW/Porsche  (2002-2012) rostra # 52-0488

Менее проблемный вариант лечения гидроблока - неисправности соленоидов. Довольно распространенный ремонт - их замена.

Первые в этом списке - 6 PWM соленоидов-электрорегуляторов SL (2 "нормально закрытых" и 4 "нормально открытых" таблица - слева). 5 + 1 (№№90, 283, 282, 92, 93 + 91).

Быстрее остальных выходят из строя большие линейные (PWM) соленоиды, пропускающие через себя весь поток грязного и горячего масла. Тайвань и США наладили выпуск самых популярных соленоидов для замены в 09G\ TF60-SN.

Часто заказывают 5 "зеленых" соленоидов (EPC, CI, C2, C3, B1 - взаимозаменяемы - справа) № 136431 и

1 черный (ТСС, 091 - слева) - № 136421. Соленоиды Ростра - взаимозаменяемы, настроены на заводе и по словам инженеров Ростра после установки готовы к эксплуатации. Тайваньские соленоиды сделаны как точная копия оригинальных и не взаимозаменяемы. И тем и другим после установки нужна адаптация, которую легко выполнить с помощью Рычага PRNDL и педали газа.

В большинстве случаев замена соленоидов решает проблемы гидроблока. Гидроблок имеет также два On-Off соленоида-электроклапана S1-2 (соленоиды 89 и 88, для ремонта не поставляются и служат долго).

Назначение соленоидов и за какие переключения они отвечают - смотрите в мануале АТСГ. (Подробнее о соленоидах)

Редко причиной неисправностей являются Датчики скорости вала ISS и OSS (№ 134436 и 134438) их чистят и промывают от масла. Также довольно редок в замене и шлейф проводки - № 134446.

комплект соленоидов Ростра TF60SN, 09G, 09D, TR60SNраскладка соленоидов на гидроплите 09G

Первая детская болезнь железа 09G : - Втулки солнечной шестерни - #134052,

Если масло в поддоне мутное и в нем присутствует стружка желтого цвета - это Солнечная шестерня, (Rear Sun Gear № 134614)

Солнечная шестерня TF60SNПричину связывают с тем, что этот конструктивно самый нагруженный узел недополучает смазки при том, что компьютер при кик-дауне нагружает его до предельных значений перекашиванием боковыми нагрузками от дифференциала через OutPut Gear 705. (схема слева)

Каждый раз когда владелец VW давит в пол газ нагружая трансмиссию по максимуму, истираются втулки солнечной шестерни и начинают гореть фрикционы К1 (1-2-3-4). Длительная эксплуатация с таким износом приводит к потере гидроблока (выше). После 2006 года, когда программисты VW подредактировали кривую крутящего момента на самых нагруженных скоростях, эта проблема перестала так часто проявляться.

солнечная шестерня 09G

Популярная замена для осторожных мастеров и внимательных владельцев - Сальники насоса № 134070 и полуоси, № 134076 134077.

Это обычно делают, когда еще в целом исправная машина начинает сигнализировать об износе ГДТ протечкой сальника насоса и забитом гидроблоке. Те, кто успевает в этот начальный период пройти капремонт с заменой расходников продлевают молодость коробки еще на несколько лет.

Сальник (манжета) насоса, полуоси TF60SN/09G
Втулка крышки насоса, AWTF-60SN/09G Audi/VW (46.9x43.9x14.8) 2003-up

Следующим этапом ремонта в этой цепочке следует - Насос в сборе (134510).

Из-за неравномерного износа блокировки муфты ГТ и связанных с этим вибраций, разбивается ось, истираются стружкой поверхности, проворачиваются втулки Насоса 134034.

Эту проблему решали установкой подшипника вместо втулки, но у нас это приводит к тому, что запоздавший с ремонтом владелец вынужден менять весь насос с подшипником (только БУ - 134500). Проблема усугубляется, если водитель слишком часто кикдауном подключает режим проскальзывания ГТ.

Насос, TF60SN 09G
Поршень обрезиненный, Piston, K2 (Bonded), TF60SN 09G

В первую очередь мастера проверяют на износ фрикционы и стальные диски уже упомянутой выше муфты сцепления K24-5-6 (C2). В других случаях - С1 (К1)

09G пакет К3В пакетах приходится менять - Поршни пакета К2(C2) #134960.

Так же часто меняют ретейнер К1 #134984. Проблему решают с помощью ремонтной муфты задней крышки 134031.

Третий пакет сцепления в котором часто выгорают фрикционы с дисками - К3.

09G пакет К1

09G пакет К2

Барабан сцепления C1 - Forward.

Длительная эксплуатация акпп с опилками в поддоне в дальнейшем приводит к замене всего Барабана (Корзина сцепления) К1(C1) - № 134554. Проблема заключается в том, что стопорным кольцом протачивает барабан, что провоцирует дальнейшее падение давления и сгорание фрикционов. Разбивает поршень 134964 и с ним - ретейнер 134984.

В оригинальном поршне ...964 (ранние годы выпуска) нет наружного зуба, что и приводит к проскальзыванию. Существует вариант Поршня К1 № 134964 - с зубом (справа), аналогичным упорному диску, (в этой конструкции поршень служит еще и опорником для фрикционов) и после установки такого поршня эта проблема больше не повторяется. Для машин с максимальным крутящим моментом рекомендована смена этого поршня, если меняются фрикционы барабана К1.

Барабан К1, Drum TF60-SN(09G) ForwardРетейнер обрезиненный, Retainer  K1 (Balance Piston Bonded), TF60SN 09G 2005-Up

Планетарный ряд задний. - № 134584A.

Проблема с ним объясняют в основном проворачиванием "голодных" втулок. Встречаются непредсказуемые проблемы с планетарками, когда металлические опилки месяцами путешествуют по автомату и "вредят" трущимся узлам.

Отдельно втулка этой планеты не поставляется и заменить ее в условиях мастерской невозможно, поэтому приходится менять всю планету в сборе.

Планетарный Ряд, TF60SN/09G Задний (4 & 8 Gear)

Одной из типичных проблем 6-ти ступенчатых АКПП начала века является ГДТ. Он работает с широким "режимом проскальзывания". Давление для блокировки подается не обычным электроклапаном, а соленоидом-электрорегулятором (PWM). Этот режим увеличивает кпд автомобиля, но в несколько раз ускоряет износ фрикционной накладки ГДТ.

Летом, в качестве борьбы с быстрым износом накладки, термодатчики некоторых машин сообщают компьютеру (ТСМ) о достижении критической температуры в 130 градусов и "режим проскальзывания" ГДТ может отменяться компьютером.

В общем, если у вас стоит теплообменник, меняйте каждые 40-60 ткм масло (ATF: G 055 025 A2) и после пробегов в 100-120 ткм ставьте дополнительный радиатор акпп. Теплообменник за это время забивается грязью и снижает свои характеристики ниже порога допустимого.

Если поддерживать чистоту и температуру масла в этой АКПП до 100 градусов, то TF-61SN будет ходить вечно.

АКПП 09G - второй случай, когда Айсиновская коробка так часто и рано приходит в капремонт (первый - AW55-50) до своего срока. Сказывается, что эта трансмиссия:

-"первый блин" на 6 ступеней, (с удлиненным периодом "детских болезней")

- пошла по рукам разных родителей. Коробку сделал один (японцы), а систему охлаждения, агрегатирование с двигателем и регулировки Блока Управления - другой (немцы).

- первый реальный конкурент механическим КПП и ДСГ.

АКПП:
Замена АКПП Audi
Ремонт АКПП VOLKSWAGEN

Теги:
Центр автоматических трансмиссий